Работа бцькоўскага ўніверсітэта ў 2023/2024 н. г.

Режим дня школьника. Выполнение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

22.12.2023

 

Ходаковская Е. М.,

учитель первой ступени

общего среднего образования

Начало учебного процесса становится серьезным стрессом для младших школьников. Наиболее серьезно это отражается на первоклашках, которые оказываются в новой среде и сталкиваются с новыми обязанностями. В этот период особенно актуальным становится грамотно построенный распорядок дня. Он помогает детям быстрее адаптироваться и втянуться в учебный процесс, отслеживать общую занятость ребенка и заботиться о его здоровье. Как составить режим дня для первоклассника? При составлении расписания учитывайте не только отведенное на учебу время, но и часы, потраченные на секции, кружки, прогулки, отдых, сон. Не стоит забывать и о свободном времени, которое школьник может использовать по своему усмотрению.

План на день должен быть гибким, но важно правильно расставить приоритеты и не дать ребенку переутомиться. Учитывайте: Время на сон. По мнению профессора Сергея Грибакина, от качества сна школьника напрямую зависит его здоровое развитие. Во сне вырабатываются необходимые для роста гормоны, организм физически и эмоционально отдыхает. Питание. Ребенок не должен чувствовать голода. Для младшего школьника необходимо предусмотреть 4–5 приемов пищи. Перерывы между ними не должны превышать 3,5–4 часа. Учеба. Учитывайте школьные уроки, время на домашние задания, кружки, чтение и дополнительные занятия. Предусмотрите в режиме время на дорогу в школу и обратно. Общение с друзьями и семьей. Это важная часть жизни ребенка. Не жертвуйте ею в пользу учебы и лишнего часа дополнительных занятий. Физическая активность. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дети в возрасте 5–17 лет должны хотя бы три раза в неделю получать аэробные физические нагрузки высокой эффективности. В основном это происходит на уроках физкультуры. Однако прогулки на свежем воздухе, активные игры и любая двигательная деятельность не теряют актуальности для младших школьников. На них следует отвести около 2–3 часов. Свободное время. Предусмотрите в расписании школьника время, которое ничем не занято. Оно необходимо ребенку для творчества, спонтанных игр, реализации собственных идей. Напишите все ежедневные дела школьника, начиная с подъема и заканчивая отходом ко сну. Определите сколько времени малыш тратит на каждое из них. Составьте расписание на день, неделю, месяц. Распорядок дня младшего школьника может выглядеть таким образом: 7:00 — подъем, утренняя гигиена, зарядка. 7:20 — завтрак. 7:50 — дорога в школу. 8:30 ― 13:00 — время в школе. 13:30 — дорога из школы. 14:00 — обед. 14:30 ― 15:00 — послеобеденный сон. 15:00 ― 16:30 — встречи с друзьями, прогулки. 16:30 ― 17:30 — подготовка к школе. 17:30 — свободное время, прогулка. 19:00 — ужин. 19:30 — время семьи. 20:30 — подготовка ко сну. 21:00 — сон. Помните, что выполнить все запланированное невозможно. Сделайте график гибким, оставляйте время в резерве. По необходимости вносите в расписание изменения.

 

Памятка для родителей

«Режим дня».

Примерный вариант режима дня первоклассника

Время

Подъем

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели

7.00 - 7.20

Завтрак

7.20 - 7.35

Дорога в школу

7.35 - 7.55

Занятия в школе

9.00 - 13.00

Прогулка на свежем воздухе

13.00 - 14.30

Обед, отдых, помощь по дому

14.30 - 16.00

Приготовление уроков

16.00 - 17.00

Свободное время

17.00 - 19.00

Ужин

19.00 - 19.30

Свободное время

19.30 - 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 - 21.00

 

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества. Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность. Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы; - выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого; - умение выполнить работу без посторонней помощи; - умение преодолевать трудности и достигать результаты; - моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия. Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности. Так, если педагог объясняет причины какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально. Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы .Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач. Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий (прятанья, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива. Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее… Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность. В заключение можно сказать о следующих выводах. Самостоятельность – личностное качество, предполагающее регуляцию личностью своей деятельности, отношений, характеризующееся стремлением к решению задач без помощи со стороны других людей, умением ставить и реализовывать цель деятельности, проявлять инициативу и творчество в процессе достижения целей. Структура самостоятельности представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и деятельностным. Когнитивный компонент самостоятельности включает представления детей о самостоятельности и понимание детьми значимости самостоятельности. В эмоциональный компонент входят эмоциональное отношение детей к самостоятельности, отношение детей к себе и своим возможностям, самооценка детьми уровня собственной самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки. Деятельностный компонент самостоятельности предполагает умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание деятельности, выбирать средства деятельности, оценить результат деятельности, а также способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач.

Анкета для родителей:

  1. Знает ли мой ребенок, что такое самостоятельность и понимает ли её значимость?
  2. Как мой ребенок воспринимает предложение сделать что-то самому, без помощи взрослых?
  3. Как оценивает результат своего труда и результат труда других людей?
  4. Понимает ли ценность труда и его результатов?
  5. Знает ли мой ребенок об обязанностях всех членов семьи?

Понимает значение собственных обязанностей?

  1. Способен ли выбрать себе занятие и участников по совместной деятельности?
  2. Как относится к отрицательному результату своей деятельности, к проигрышу в игре?
  3. Способен ли радоваться победе сверстников?
  4. Способен ли проявлять творчество и инициативу в продуктивной деятельности, хозяйственно-бытовой деятельности, исследовательско-поисковой деятельности.
  5. Задает ли мой ребенок вопросы об интересующих его фактах, событиях. Привлекаю ли я моего ребенка к совместному поиску ответа?
  6. Доводит ли начатое дело до конца?
  7. Как мой ребенок относится к поручению, заданию, которые необходимо выполнять не зависимо от собственного желания?

«Воспитание самостоятельности у детей»

    Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению.

   В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Что такое самостоятельная деятельность? Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и чтото привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны. Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях. Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. Самостоятельность – верная спутница личностного развития. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: - “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; - “способность рассчитывать только на свои силы”; - “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; - “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; - “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Но как применить эти оценки к ребенку 6 -7 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в детстве. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего, нужны сами обязанности. Желательно, чтобы они были не только узколичными (как, например, уборка своей комнаты), но и значимыми для всей семьи (скажем, покупка хлеба, подметание пола во всей квартире и т. п.). Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Может быть, вначале придется пару раз посидеть без хлеба. Пусть сын увидит, что из-за его безответственности вся семья осталась голодной. Формирование самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям — важнейшая составная часть трудового воспитания. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребенка, чем добиться, чтобы он сделал это сам. Если вы пойдете по этому — простейшему — пути, то рискуете вырастить иждивенца, на всю жизнь остающегося инфантильным «маменькиным сыночком» (или «маменькиной дочкой»).

 

Рекомендации для родителей

Как следует развивать самостоятельность у детей

младшего школьного возраста”

 Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

 

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

 

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

 

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить минисовещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

 

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

 

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

 

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство – обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

 

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.

 

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

 

 

 

свернуть