Заседание родительского университета состоялось 23.08.2024
ТЕМА: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Цель:
Углубление и расширение теоретических знаний родителей учащихся
по указанной теме.
создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.
Задачи:
Формирование представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие.
Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка, в отношении окружающей молодежи.
Формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни.
Форма проведения: обмен опытом, диспут.
Место проведения: ОАО «Новая Припять», мехдвор д.Семигостичи, 11.00ч.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; интервью с детьми и взрослыми на вопрос «Как они понимают, что значит «здоровый стиль жизни семьи?»
Оформление доски: Здоровому каждый день праздник (турецкая пословица); Забота о здоровье – лучшее лекарство (японская пословица)
Ход родительского собрания
Вступительное слово классного руководителя:
Здравствуйте! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл «Здравствуйте» - пожелание друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов.
Психологический настрой родителей (создание образа, родители закрывают глаза, звучит музыка). Тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди огромный кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как должны были быть сверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Мы сегодня поговорим о главных факторах, влияющих на здоровье подростков, наших детей. Актуальность проведения родительского собрания по данной тематике обусловлена тем, что с каждым годом все больше регистрируется молодых людей, употребляющих наркотики, алкоголь, расширяется список веществ, употребляемых для наркотического и токсикоманического опьянения, все моложе становится возраст, с которого молодые люди начинают употреблять эти страшные вещества, и попадают в зависимость от них. В настоящее время серьёзную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает употребление и массовое отравление молодых людей «спайсами»,«миксами», «курительными смесями». Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей? Что вам, родители, нужно знать о подростке, вредных привычках, которые влияют на его здоровье? На что следует обратить внимание? Постараемся ответить на эти вопросы.
Выступление педагога социального «Особености подросткового возраста»
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Самый сложный период - подростковый. Напомню основные приметы этого возраста:
– Интенсивный рост.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. – У подростка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород.
– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.
К большому сожалению, медицинские обследования детей ежегодно выявляют все больше и больше заболеваний у подростков.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?
1. Проблема здорового питания.
2. Увлечение подростков диетами.
3. Гиподинамия – проблема современных подростков.
4. Стресс и его влияние на подростка.
5. Вредные привычки.
Слово классного руководителя. Подростковый возраст и рискованное поведение – это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живет ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют его действовать. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, поговорить о том, как можно уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Может быть, мы не найдем твердого ответа на вопрос, как справиться с этой проблемой, но попробуем все же разобраться.
Мы, взрослые люди, прекрасно знаем пагубное влияние алкоголя, курения. Владеют такой информацией и наши дети. Они знают, что курильщики страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком органов дыхания. Многое известно им и о вреде алкоголя. Поэтому взрослые свое внимание должны акцентировать на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.
Сейчас я хочу предложить найти выход из жизненных ситуаций. После нескольких минут обсуждения каждая группа представит свое решение. Работа родителей в группах
Ситуация 1. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей у открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после напряженного учебного дня. Ваши действия?
Ситуация 2. Ваш ребенок нашел информацию о курении: в мире курят 65% мужчин и 30% женщин и задает вам такой вопрос: «Если курить так вредно, почему же так много людей курят?» Что вы ответите?
Ситуация 3. Однажды вечером Ваня возвращался из кино домой. В темном переулке его догнала компания старших ребят. Они начали приставать и требовать деньги. Один ударил. Ваня упал. К счастью, на помощь пришел незнакомец, который быстро разогнал хулиганов. Он назвался Сергеем. Ваня и Сергей начали общаться, потом подружились. Как-то раз Сергей познакомил Ваню со своими друзьями. Один из них достал из сумки банку пива и стал протягивать каждому по очереди. Ваня знает, что пиво вредно для здоровья, но в то же время ему не хочется обидеть и потерять друга, который выручил в трудную минуту. Как поступить Ване?
Ситуация 4. Скажите, пожалуйста, что делать, если ребенок в 14 лет начал курить. Семья полная, благополучная, но папа курит. Когда я узнала, то пыталась контролировать, но сын все равно умудрялся втихую покурить. В очередной раз я рассказала все мужу, и он накормил ребенка табаком! Не уверена, что это правильно, но какие есть еще способы? Простые разговоры о вреде курения не помогают!
Спасибо за ваши мнения, рассуждения и неравнодушие к обсуждаемым вопросам. А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, предложенные вам заранее, ответы на них вы уже обдумали, давайте их обсудим.
Вопросы родителям:
1. Говорите ли вы со своим ребенком о наркомании, вреде курения и употребления алкоголя или обходите эту проблему? Как вы об этом говорите, и в каких ситуациях?
2. Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению наркотиков, курению, употреблению алкоголя? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему?
3. Как вы считаете, какие меры нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании, токсикомании, курения, употребления алкоголя? Какие правила вы предложили бы, чтобы предотвратить беду?
ИТОГ: самое главное, нужно рассказывать и показывать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье и личный пример.
Ваше влияние на детей огромно, дети являются зеркалом ваших действий и мыслей. Будьте примером для своих детей во всём, и тогда нам не нужно будет их «спасать из реки дурных привычек»! Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.
Наши ребята знают, о чем мы сегодня говорим на нашем собрании. И, конечно, предполагают, что, вернувшись с него, вы приметесь за нравоучение и нотации. Давайте докажем нашим детям, что мы не только заинтересованные, но и творческие люди.
Предлагаю каждой группе на выбор один из вариантов задания: короткое стихотворение без назидания, осуждающее вредную привычку; письмо взрослеющему сыну (дочери), можно рисунок. А завтра дети познакомятся с продуктами вашего творчества и определят победителя. Текст или рисунок, набравший большее число голосов, будет размещён на школьном сайте. Победитель получит сладкий приз – как альтернативу вредной привычке.
А итогом нашей встрече будет ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Я хочу узнать ваши впечатления и эмоции от нашей встречи, принесла ли она вам пользу. Возьмите термометры на вашем столе (они не совсем обычные) и нарисуйте шкалу своего удовлетворения и общения на том уровне, на каком прошло сегодняшнее собрание – чем выше шкала, тем выше уровень и польза собрания.
На память примите буклеты с советами.
Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков
1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
2. Учитесь слушать.
3. Давайте советы, но не давите советами. Подумайте о своём примере.
4. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
5. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:
- чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей;
- организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением;
- поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать;
- больше доверяйте своим детям;
- не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы;
- чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения;
- внимательно слушайте то, что говорят ваши дети;
- станьте другом вашему ребенку.
Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик.
Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями и доказали свою эффективность.
1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и знаниях об объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
2. Учитесь слушать.
Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.
3. Давайте советы, но не давите советами.
Подумайте о своём примере. Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляют курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения.
4. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
Пожалуй, это самое важное и трудное.
5. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам
Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.
6. Высыпайтесь.
Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек. Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство. Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.
Что делать, если возникли подозрения употребления наркотиков и психоактивных веществ, вашим ребенком:
1. Не отрицайте проблемы
Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир, но не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.
Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.
2. Не поддавайтесь панике
Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.
3. Поговорите с ребенком
Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку - любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.
4. Будьте позитивным образцом для подражания
Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
5. Обратитесь к специалисту
Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни - приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких людей помогут ребенку в период нелегкой борьбы с болезнью.
Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Что же такое компьютерная зависимость?
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Специалисты относят данный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или поглощенности общением с друзьями в сети. Прежде всего, нужно разграничить понятия «компьютерная зависимость» и «увлеченность». Если ваш ребенок может некоторое время посидеть у монитора, а потом спокойно занимается другими делами – значит, он увлечен компьютером. Если же он чуть ли не сутками напролет играет, от этого страдают другие дела, он забывает о сне и отдыхе, раздражается – у него компьютерная зависимость, болезненное состояние, и ему нужна помощь.
Причины возникновения компьютерной зависимости
o Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
o Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
o Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
o Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.
o Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.
o Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
o Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
o Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Признаки компьютерной зависимости
o Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.
o Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
o Начались проблемы с учёбой.
o Появились проблемы в общении, частые конфликты.
o Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
o Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
o У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
o Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего личность ребёнка не развивается.
Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.
Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.
Что делать, если Вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необдуманным поступкам.
Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире.
Проследите реакцию ребёнка на новые условия и, самое главное, точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
Контролируйте внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
Приобщайте к выполнению домашних обязанностей.
Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе его дел.
Осуществляйте контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
Осуществляйте контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
Научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту: психоневрологу, психотерапевту или психологу в детскую поликлинику по месту жительства.