Кіраўнік - Пявец Валянціна Канстанцінаўна, педагог - псіхолаг
2 - я сесія (1 цыкл)
Особенности семейного воспитания и поведения детей в школе.
“Семья и школа – партнёры в воспитании детей” (снежань, 2020г.)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Себастьян Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безусловно, школа должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр.
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребёнок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребёнок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все её этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально, личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число «трудновоспитуемых». И, тем не менее, семья – главный фактор развития и воспитания личности. Ребёнка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребёнка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в школе не может строиться без учёта этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. А это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца.
Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто же всё-таки воспитывает – семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я почти не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И я не слышала, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»
Обыкновенно говорят так: «Мы – школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?»
Получается так, что желание захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого. Это на словах. А на деле получается даже так. Допустим, ученик плохо учится. Учитель вызывает мать или отца (правда, не каждый учитель так делает, но есть и такие) и говорит:
- Ваш сын плохо учится, примите меры.
- Есть принять меры.
Это значит, что педагог думает: в моём распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отдельные педагоги считают, что семья – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем они. Я не стану разрешать этот вопрос в ту или иную сторону. Правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к учителю, и по отношению к ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый коллектив.
Повышение качества семейного воспитания школьников требует активизации совместных усилий школы и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания.
«Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству, основанному на органическом единстве конечных интересов общества и каждой семьи». В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой.
Важной составной частью руководства семейным воспитанием выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Активизация педагогических возможностей семьи достигается при условии разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
Практика показала: там, где педагог заблаговременно готовится к воздействию на родителей, там эффективнее влияние на воспитательный процесс в семье. Индивидуальная работа с родителями может быть успешной при соблюдении психолого-педагогических требований:
- целенаправленность избранных воздействий;
- взаимопонимание между учителем и родителями;
- опора на положительные стороны семейного воспитания;
- высокий педагогический такт в работе с каждым отцом, матерью.
Таким образом, эффективность педагогического руководства семейным воспитанием во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий учителя и родителей, от единства требований, предъявляемых ими к ребёнку, от педагогически продуманной системы воздействия на него.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьёй остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна – недовольство поведением или учёбой, а повод – конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей.
Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
- не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;
- проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
- исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
- беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
- не предъявляйте претензий к родителям;
- всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
- советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
- выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
- не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».
Семья даёт ребёнку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.
По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьёй и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.
Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.
Вдумчивый педагог обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учёта жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнажённость прямого воспитательного воздействия.
Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на неё по-разному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же – в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.
Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересованно всё общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность её, во-первых, состоит в том, что она даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причём речь идёт не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищённости, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они ещё не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.
Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребёнка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим её пополам.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети - мы за слова свои в ответе и за дела! Легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом!
Себастьян Брандт
3 цыкл
Семинар-практикум для родителей (лістапад, 2020 г.)
«Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассников»
Цель: подготовить родителей обучающихся выпускных классов к совместному с детьми выбору профессии и планированию профессионально- жизненного пути.
Пояснительная записка
Современная реорганизация белорусского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо дать не только фундаментальные знания, но и подготовить подрастающее поколение к осознанному профессиональному выбору и самостоятельной жизни в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс преобразования – идет работа над образовательными стандартами, больше уделяется внимание индивидуальному подходу в обучении, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками. Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации.
В реальности старшекласснику очень сложно самостоятельно сделать профессиональный выбор, так как он не готов в полной мере осознать свои желания и возможности. В этот период необходима поддержка со стороны взрослых: психолого-педагогическое сопровождение, совместная деятельность школы и семьи. В современной школе профориентационная работа проходит на достаточно высоком уровне: тестирование, лекции, привлечение специалистов службы занятости, организация встреч с представителями средних и высших учебных заведений, специалистами различных направлений деятельности.
Очевидно и то, что роль родителей в формировании профессиональных намерений обучающихся достаточно велика. И от того насколько грамотно родители подойдут к рекомендациям по выбору профессии и как следствие к самому выбору, зависит благополучное будущее их детей.
Целенаправленное профессиональное воспитание в семье пока не является распространенной формой внутрисемейной жизни. Многие родители полагают, что помощь в профессиональном самоопределении – это дело школы и других образовательных учреждений. В то же время во многих семьях осуществляется воздействие на ребенка с целью сформировать у него определенные профессиональные предпочтения. Наиболее дальновидные родители с раннего возраста детей стремятся выявить их природные склонности и способности с тем, чтобы направить их в конкретное профессиональное русло. Несомненно, подобное стремление родителей вполне оправданно, но здесь важно, чтобы ребенок не стал заложником родительских амбиций и их представлений о «лучшем будущем». Семья важна в профессиональном становлении ребенка не столько как инструмент профессионального выбора, сколько как социальный институт, формирующий личность, определяющий ее внутреннюю направленность и закладывающий основы мировоззрения.
Основная часть
Семинар-практикум «Твой выбор»
Теоретическая часть
Уважаемые родители, добрый день! Тема нашей встречи очень актуальна не только для ваших детей, но и конечно для вас. Название семинара выбрано не случайно, так как многие родители, не считаясь с мнением ребенка, навязывают, или даже настаивают на своем выборе, считая его наиболее правильным.
Выбор профессии – один из самых важнейших и ответственных шагов в жизни каждого человека. Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрение, любовь и независимость. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. Профессиональная деятельность это не только способ зарабатывания денег, но в определенной степени образ жизни.
Цель нашей встречи обсудить важный вопрос, касающийся профессионального выбора ваших детей, а конкретнее как родители могут помочь своему ребенку сделать такой важный выбор в жизни.
Прежде всего, для успешного взаимодействия родителей и детей нужны некоторые условия:
- знания родителями интересов и потребностей ребенка и уважительное отношение к этим потребностям;
- сотрудничество в достижении общей цели;
- партнерские отношения;
- умение становиться на позицию ребенка, уважение его мнения, признание в нем личности;
- управление своими эмоциями, чувствами и желаниями, исключение из общения грубости, авторитарности, назидательности.
Подумайте, пожалуйста, что из этого списка на сегодняшний день имеете вы в отношениях с ребенком?! А что нужно подкорректировать для достижения общей цели – профессионального выбора.
Итак, начнем с того, что родителю, чтобы оказать помощь и поддержку ребенку в выстраивании профессиональной траектории, нужно быть достаточно информированным самому: во-первых, объективно оценивать способности и возможности своего ребенка, во-вторых, знать, какие профессии востребованы на рынке труда, в-третьих, владеть информацией об учебных заведениях и др.
Разобраться в себе, своих индивидуально - личностных особенностях, реально оценить способности – для старшего подростка это бывает трудной задачей. Здесь необходим объективный взгляд взрослого и прежде всего родителей. Но, к сожалению, именно родители недооценивают или переоценивают возможности и способности своего ребенка, и это в свою очередь, может повлиять на неправильное планирование профессионального пути.
Для того чтобы состояться в профессии, необходимо учитывать и способности, и склонности и личностные особенности, такие как характер и темперамент. Немаловажным аспектом является и предъявляемые требования к состоянию здоровья работающего человека. Молодые люди склонны часто переоценивать свое здоровье, не замечать незначительных, с их точки зрения, болячек. Любой нормальный родитель, конечно же, в курсе о всех недугах своего чада, и их задача донести до ребенка, желательно до окончательного выбора профессии, что существуют медицинские противопоказания при получении некоторых специальностей.
Практическая часть.
Предлагаю каждому из вас на листе бумаги написать профессию, которую планирует выбрать ваш ребенок. Подумать и записать на листе слева, какие способности, склонности необходимы для овладения данной профессией. Какие противопоказания по здоровью имеет данная профессия, а также написать личностные черты характера которыми должен обладать человек, данной профессией. Затем, справа написать, какие способности и склонности, черты характера, заболевания есть у вашего ребенка, и, постараться, соотнести те, которые необходимы и те, которые реально существуют. Предлагаю обсудить полученные результаты со своим ребенком дома, и еще раз задуматься над важностью данного вопроса.
Теоретическая часть.
Опыт работы с подростками (опросы, беседы) показывает, что ориентация молодого поколения в мире профессий довольно однобока и скудна, диапазон специальностей, на которые нацеливаются обучающиеся зачастую очень узок: из 40 тысяч видов деятельности существующих в современном мире, подростки могут назвать всего около 25 профессий. Если с перечислением профессий еще как-то получается, то вот содержание труда у многих из них, вызывает затруднения. Получается парадокс, хотят стать юристом, а что он конкретно делает, не знают. И так со многими профессиями. Нередко, к сожалению, и сами родители не владеют такой информацией.
Для того чтобы сориентироваться в таком количестве профессий, нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которых можно разобраться в этом многообразии. Обсудим несколько таких «осей измерения», которые позволяют классифицировать профессии и о которых имеет смысл подумать, чтобы совершить адекватный выбор.
Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий:
1 - технологические (предмет труда, цели труда, средства труда, условия труда);
2- экономические (в каких отраслях используется данная профессия: промышленность, транспорт, строительство и т. д.; каков спрос на данную профессию, каковы перспективы найти работу, каков характер оплаты труда: сдельный или повременный);
3 - педагогические (требования профессии к уровню и содержанию образования, какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии, какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности);
4 - медицинские (уровень здоровья, который необходим для данной профессии, какие медицинские противопоказания существуют, какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии);
5 - психологические (какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: к восприятию, вниманию, памяти, мышлению, скорости и точности движений, ловкости, выносливости, а также к типу темперамента, к чертам характера).
Практическая часть.
Для того, чтобы вы могли помочь своему ребенку качественно составить характеристику будущей профессии, комплексно изучить ее содержание, я предлагаю вам потренироваться. В карточке (приложение1) составьте, пожалуйста, характеристику своей профессии. Имея навык составления характеристик, вы легко поможете разобраться в любой профессии и своему ребенку.
Теоретическая часть.
Сейчас мы с вами поговорим о современных профессиях. Технический прогресс не стоит на месте, часто мы не успеваем отследить за многими моментами, в том числе и за появлением новых профессий с вычурными, на наш взгляд, названиями.
Практическая часть.
Уважаемые родители, вам необходимо разбиться на 5 групп. Каждой группе будут даны карточки с названием современных профессий. Ваша задача через 5 минут, дать характеристику профессии (цель труда, орудие труда, условие труда, уровень образования, доход и т.д.). (На карточках указаны профессии: андеррайтер девелопер, консигнатор, мерчендайзер, спичрайтер). Какие сложности возникли при выполнении задания? Как вы считаете, стоит обновить и пополнить знания в области профессий? После родителям раздаются буклеты «Профессии 21 века» (приложение 4).
Теоретическая часть.
Как мы все знаем, чтобы получить профессию, нужно пройти специальную подготовку, обучение. Общеобразовательная школа еще не делает человека носителем профессии, а вариантов трудоустройства непосредственно после ее окончания совсем мало. Поэтому практически все выпускники школ продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях. Путь к профессии принято называть «образовательной траекторией». Она может быть прямой: школа – ВУЗ, техникум, колледж – работа по специальности; и извилистой: школа – среднее специальное учебное заведение – ВУЗ – место работы.
Система профессиональной подготовки в России выглядит следующим образом:
Начальное профессиональное образование: ученичество на производстве; курсы профессиональной подготовки; профессиональные училища; профессиональные лицеи.
Среднее профессиональное образование: техникумы; колледжи.
Высшее профессиональное образование: институты, академии, университеты.
Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура (медицинские специальности), академии и институты повышения квалификации и переподготовки кадров.
Выбирая ту или иную профессию, вы совместно с ребенком должны четко выстроить такую траекторию. Т.е иметь представление о том, где и сколько нужно учиться.
Так же выбирая учебное заведение, необходимо обратить внимание на некоторые моменты, такие как конкурс и условия поступления.
Если ваш ребенок планирует поступать в учебное заведение нашего города, можно предложить ему сходить на «День открытых дверей» и получить наиболее полную информацию об учреждении. Если учебная организация, в которую наметил поступать ребенок, находится в другом населенном пункте, то тогда лучше воспользоваться интернет ресурсами, посмотреть сайт ОУ, прочитать отзывы.
Со многими вопросами мы разобрались, но у нас остался еще один.
Как вы считаете можно ли совершить ошибки при выборе профессии, если да, то какие? (родители высказывают свои версии).
Хорошо! А теперь мы посмотрим, о каких ошибках наших детей предупреждают профконсультанты.
- Отождествление профессии со школьным предметом. Помните, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним профессия!
- Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда!
- Выбор профессии «за компанию». Если профессия нравится другу – из этого еще не следует, что она понравится и вашему ребенку!
- Недостаточный учет своих способностей. Делать своей профессией целесообразно то, что хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из вида.
- Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. «Хороший человек» - это не профессия. Если симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.
- Выбор исключительно по признаку престижности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом – физиками-ядерщиками, потом – банкирами и брокерами. Мода на профессии меняется довольно быстро. Выбирать профессию, руководствуясь только модой, не совсем логично!
- Выбор вопреки, назло кому-либо. Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь!
- Игнорирование медицинских противопоказаний. При выборе профессии обязательно нужно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие профессии совместимы с состоянием здоровья!
- Отсутствие запасных вариантов выбора. В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения!
Сейчас мы говорили об ошибках детей при выборе профессии, но нам не нужно забывать и то, что многие взрослые при планировании профессионального пути своего ребенка допускают ошибки.
Давайте рассмотрим наиболее типичные ошибки родителей при формировании профессионального пути ребенка и возможность их решения.
- Часто предлагая ту или иную профессию, родители недостаточно адекватно оценивают способности и возможности своего ребенка. Важно помнить, что если молодой человек получит профессию не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, и кроме того, это может повлиять на его характер и на состояние здоровья.
Определить индивидуальные особенности можно с помощью тестирования.
- Ориентация родителей на востребованные, выгодные, удобные, беспроигрышные, по их мнению, профессии. Здесь нужно помнить, что не профессия делает человека, а человек профессию. Например, один будет востребованным юристом, а у второго диплом пролежит на полке.
- Устарелые представления о характере труда. Многие родители считают рабочие профессии не престижными, и даже если ребенок не тянет на ВУЗ, взрослые всеми силами стараются дать своему чаду высшее образование. Как показывает опыт, некоторые выпускники ВУЗа не работают по специальности и все потому, что получить диплом (любой ценой!) и работать по специальности, разные вещи.
Уважаемые родители! Не забывайте о динамичном техническом прогрессе, что в наши дни особенно актуально. В профессии, и, прежде всего, в рабочие, сегодня внедряется сложная и интересная техника, повсеместно повышается культура труда. Компьютер же применяется абсолютно во всех сферах деятельности - вплоть до животноводства.
- Попытка навязать ребенку свои нереализованные мечты. Мы взрослые должны четко осознавать, что наши дети это не мы. У них свои особенности, свои желания и свои возможности.
Практическая часть
Упражнение «Родительская помощь в выборе профессии».
Упражнение проводится в три этапа:
подготовительный; 2) основной – «родительская помощь»; 3) обсуждение в группе, советы психолога.
Этап 1. Из числа участников группы формируется 4-5 пар. Каждой паре выдается карточка-задание (приложение 2) с описанием конкретной ситуации профессионального выбора старшеклассников. Одному из участников пары присваивается роль ребенка, другому – роль родителя, помогающего своему сыну (дочери) в решении вопроса профессионального самоопределения. Участникам дается 5-10 мин на подготовку к проигрыванию своей роли, используя в качестве исходных данных информацию с карточки.
Этап 2. Участники собираются вместе, и каждая пара по очереди представляет свой вариант профориентационной беседы «отцов и детей». При этом играющим роль родителя объясняется, что их задача оценить правильность выбора своего ребенка, построить диалог, найти удачные ходы, для установления контакта. Основной состав группы выступает в качестве зрителей-экспертов (отмечая наиболее выигрышные родительские шаги, эффективность профориентационной беседы в целом и т.п.).
Этап 3. После выступления каждой пары психолог проводит общее обсуждение, подводит итоги, предлагает к рассмотрению группы альтернативные способы убеждения, напоминает о необходимости отказа от позиции «давления» на ребенка в данной ситуации. Руководителю важно, чтобы родительская помощь оценивалась с двух позиций: содержательная (объем и качество информации и т.д.) и установление и поддержание позитивного контакта с ребенком.
Подведем итог:
Таким образом, в ходе нашего семинара мы определили, в чем заключается помощь родителей в выборе профессии для своего ребенка: самое главное, не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому, вашим девизом должно быть «Вместе, но не вместо». Выбор профессии – дело серьезное, поэтому не забываем, что нужно пошагово подойти к намеченной цели.
1) Родитель должен помочь ребенку разобраться в себе: предложите пройти профориентационное тестирование и соотнести свои индивидуальные особенности с будущей профессией. В интернете есть много толковых тестов (например, на сайте www.proforientator.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Профориентационное тестирование можно пройти в Нижневартовском центре занятости населения, данная государственная услуга предоставляется бесплатно.
2) Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа: характер и условия труда, средства труда, уровень образования, возможность карьерного роста, престижность, потенциальная доходность, реальное трудоустройство, отрасли, где можно реализовать себя. У ребенка появляется возможность самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
3) Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Необходимо расширять знания о профессиональном мире. Вы, как родители, должны владеть информацией о современных профессиях. В этом случае, вы сможете рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает и т.д.
4) Будьте инициатором экскурсий в учебные заведения разного уровня. Таким образом, вы поможете ребенку больше узнать об образовательной организации, почувствовать «мое – не мое».
5) Если ваш ребенок твердо знает кем хочет стать, предложите (если есть такая возможность) пройти профессиональные пробы, узнать о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят Т.е. пощупать профессию изнутри.
6) Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Вот и подошел к концу наш семинар, надеюсь, что вся информация, которую вы получили сегодня, поможет вам грамотно оказать помощь в построении профессионального пути, который в дальнейшем удовлетворит потребности ваших детей и сделает их счастливыми!
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету участника семинара! (Приложение 3)
Благодарю за активное участие!
Приложение 1
Карточка для родителей
Характеристика профессии Профессия __________________________________________________________ - предмет труда (С кем или чем работает?)_______________________________ - цель труда (Что делает?)_____________________________________________ - средства труда (Чем работает?)________________________________________ - условия труда (Где работает?)_________________________________________ - в какой отрасли используется профессия (промышленность, транспорт, строительство, медицина и т.д.) ________________________________________ - какое образование необходимо для данной профессии (среднее, среднее специальное, высшее) _________________________________________ - медицинские противопоказания __________________________________________________________________ - личностные качества, необходимые для данной профессии _____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 2
Геннадий Успеваемость стабильно высокая. Гуманитарные науки даются несколько легче, чем точные. Увлекается спортом. Профессиональный выбор – Высшее военно-морское училище (специализация не определена). Мотивация выбора: романтика, стремление к самостоятельной жизни ( считают, что родители излишне опекают, ограничивают свободу). Стремление к самостоятельному преодолению жизненных трудностей, желание «испытать себя», доказать свою способность к автономному существованию. Поступать в училище собирается ехать с другом. Внешне: подчеркнуто экстравагантный – авангардный стиль поведения в одежде и прическе (длинные волосы). Общительный, поведение уверенное. Родители возражают против данного выбора – считают карьеру военного неинтересной в целом, не нравится, что для обучения сын должен будет выехать в другой город. |
Татьяна 15 лет, учащаяся 10 класса. Успеваемость ровная, выше среднего (и по гуманитарным, и по точным наукам). Общительная, подвижная, лидер в классе. Профессиональный выбор: высшее экономическое образование. Мама Татьяны – бухгалтер с большим стажем работы на крупном предприятии. Наличие профессиональных связей позволяет спланировать профессиональную карьеру дочери, обеспечить «удачное» трудоустройство» после окончания вуза. Увлечения – музыка, бальные танцы. |
Екатерина 16 лет, учащаяся 11 класса. Один ребенок в семье. В общественной жизни класса не участвует, в поведении демонстративна, скептична. Подруг в классе нет. Сформированных увлечений вне класса нет (дискотеки, «тусовки»). Профессиональный выбор – «Школа милиции». Мотивация выбора: интерес к содержанию труда (представление об этой работе как о сулящей множество льгот). |
Виталий, 16 лет, учащийся 11 класса. Увлекается музыкой, играет в ансамбле. Ранимый, чувствительный, мечтает о создании собственной группы, хорошо знает компьютер, имеет навыки съемки музыкального клипа в юношеской киностудии. Профессиональный выбор: геологоразведка. Основной мотив: продолжение семейной традиции (в детстве ездил с отцом в экспедиции, хорошо представляет характер предстоящей работы). |
Артем, 16 лет, учащийся 11 класса. Старательный, внимательный, отзывчивый мальчик. Не доставляет хлопот ни родителям, ни педагогам. Учится средне, но стабильно. Родители заставили его продолжить образование в школе вопреки мнению педагогов (классного руководителя). Основной мотив этого поступка – мальчик не готов к реальной жизни, его легко обидеть. В семье у всех высшее образование. Профессиональный выбор – автодорожный институт. |
Александр15 лет, учащийся 9 класса. Успеваемость средняя (3,5 балла). Медлительный, неразговорчивый, безынициативный. Мало с кем общается в школе. Профессиональный выбор: юридический техникум. Увлекается моделированием (посещает кружок судомоделирования с 11 лет). |
Приложение 3
Анкета
участника семинара-практикума «Твой выбор»
Как Вы оцениваете уровень организации семинара:
Высокий;
Средний;
Низкий.
Какая информация для Вас была более полезной?
Важность учета личностных особенностей при выборе профессии;
Характеристики профессий;
Профессии 21 века;
Ошибки при выборе профессии;
Вся информация.
Материал, который Вы получили на семинаре:
Новый и полезный;
Интересный;
Пригодится в общении с ребенком;
Многое известно;
Ваш вариант ________________________________________________
Спасибо, что Вы приняли участие в семинаре.
Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Вами!
Приложение 4
Cправочник профессий ХХI века
С каждым годом на рынке труда появляются все больше и больше новых профессий. Зачастую их названия вызывают у нас множество вопросов следующего характера: «А кто это такой? «Чем он занимается?», «Могу ли я быть им?» Наш справочник профессий поможет вам сориентироваться в профессиях 21 века и сделать нужный выбор!
АГЕНТ - юридическое или физическое лицо, совершающее операции по поручению другого лица за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.
АКВИЗИТОР – 1) страховой работник, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования;
2) агент транспортной организации, занимающихся привлечением новых грузов грузоотправителей.
АНДЕРРАЙТЕР (дословно – «подпись под рисками») –
1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующий распродажи инвесторам;
2) в страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.
АУДИТОР – специалист, проводящий внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий. Работает индивидуально или в фирме. Осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности не ее достоверность и законность совершаемых операций.
АРТ-ДИРЕКТОР - руководитель художественного направления деятельности компании. Отвечает за разработку, ведение и контроль исполнения дизайнерских проектов, определяет основную концепцию и идею творческой работы компании.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР - специалист, отвечающий за продвижение (раскрутку) группы товаров определенной торговой марки.
БРОКЕР – оказывает услуги при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже продавцов и покупателей.
Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность, покупает место на бирже. Его вознаграждение формируется за счет комиссионных (% от суммы сделок). За ошибки, причинившие ущерб клиенту, облагается штрафами. Брокеру необходимы знания бухгалтерского учета, делопроизводства, маркетинга.
БРОКЕР – ТРЕЙДЕР – член срочной биржи, который проводит операции, как за свой счет, так и по поручению клиентов.
ВЕРХАУЗ - МЕНЕДЖЕР – заведующий складом, управляет персоналом на своем участке: грузчиками, кладовщиками, иногда - экспедиторами.
ВНЕШНИЙ АУДИТОР – независимый ревизор, не являющийся служащим проверяющей компании.
ДЕВЕЛОПЕР – отвечает за развитие определенного направления бизнеса.
ДЖОББЕР – посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера, покупает и продает акции за свой счет. Доход джоббера складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.
ДИЛЕР- 1) член фондовой биржи (отдельные лица и фирмы) и банка, занимающийся куплей продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов. Дилер действует от своего имени и за свой собственный счет; 2) предприниматель, торгующий в розницу продукцией, которую он закупает оптом. Как правило, дилер является агентом крупной промышленной корпорации.
ДИСТРИБЬЮТОР – фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм производителей. Фирма - дистрибьютор, как правило, располагает собственными складами, устанавливает длительные контактные отношения с производителями и представляет фирму-производителя на рынке.
IT-ДИРЕКТОР – специалист в области информационных технологий. Главная задача IT директора – создать в компании четкую структуру из профессиональных IT-специалистов, которые будут выполнять определенный круг обязанностей.
ИНДЕНТ-АГЕНТ- агент по сбыту, ведущий за границей на комиссионной основе операции по продаже товаров, поступающих от иностранного поставщика.
ИНЖЕНЕР – КОНСУЛЬТАНТ – лицо, фирма либо их личные представители, обеспечивающие интеллектуальный вклад, связанный с предоставлением услуг. Обязанности инженера-консультанта определяются договором.
ИНЖЕНЕР-РЕЗИДЕНТ – специалист инженерно-консультационной фирмы, откомандированный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.
ИНТЕРВЬЮЕР- лицо, которое проводит интервью, интервьюирование, опрос, в том числе для социологических и других социальных исследований.
КОПИРАЙТЕР – занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламных компаний, созданием эффективных рекламных текстов, слоганов. Необходимо лингвистическое образование.
КЛИПМЕЙКЕР – специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видеосообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок, участвует в планировании рекламной компании.
КОНСИГНАТОР – агент по продаже партий товара за границей со своего склада и от своего имени за вознаграждение.
ЛОГИСТИК - менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками. Занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями ; осуществляет контроль приема-сдачи грузов.
МАКЛЕР по недвижимости, биржевой - оказывает посреднические услуги при заключении сделок (в России в основном, по купле-продаже недвижимости). Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально (как независимый посредник) или как член соответствующей фирмы. Требуется специальная подготовка, знание социальных и правовых норм.
МАРКЕТОЛОГ - специалист по маркетингу. Маркетинг - это эффективная организация всех производственных и сбытовых мероприятий (от закупки сырья до обслуживания покупателя), анализ рынка, стайлинг (форма и внешний вид) товара, определение характера упаковки, выбор товарной марки, фиксирование цены, планирование и организация сбыта, реклама.
МЕНЕДЖЕР ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ - специалист системы реализации типа: «Гамбургер», «Пицца» и т.д. Менеджер закупает сырье, которое готовится в соответствии с франчайзинговой технологией и конкретному стандарту. Специальность требует профессиональной подготовки в бизнес - администрировании и поварском деле. Аналитические способности, способность к овладению иностранными языками, общительность, творческий подход к делу.
МЕРЧЕНДАЙЗЕР - лицо, занимающееся подготовкой товаров к продаже в розничной торговле. Мерчендайзер проводит комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей, например, размещение товаров в торговом зале, оформление торговых прилавков, размещение рекламных проспектов, плакатов.
ПЛАСТИФИКАТОР - специалист по разработке пластических композиций для моделей в рекламном и фот - бизнесе.
ПЕЙДЖМЕЙКЕР - специалист-художник, работающий в издательствах и рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные тексты.
ПРОКУРИСТ - доверенный торгового предприятия, имеющий широкий объем полномочий на совершение всякого рода сделок при сохранении права собственника предприятия на контроль за их исполнением.
РЕЦЕПШИОНИСТ - сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично. Его задача встречать и приветствовать клиентов, направлять их к соответствующим сотрудникам фирмы. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции. В перспективе офис-менеджер.
РЕФЕРЕНТ -1} лицо, составляющее реферат; 2) должностное лицо, готовящее доклады или консультирующее по определенным вопросам.
РИЭЛТОР - специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет либо от своего имени, но за счет и о имени заинтересованного лица гражданско – правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них.
СЕЙЛЗМЕНЕДЖЕР - менеджер по продажам. Отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов-покупателей (оптовых или розничных фирм).
СЕРВИС-ИНЖЕНЕР - специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)
СЕРТИФИКАТЧИК - работник баз, оптовых точек. Выписывает, оформляет, проверяет сертификацию. Должен знать образцы и правила оформления документации.
СКАЛЬПЕР - полный член биржи, который спекулирует на колебаниях цен, происходящих в течение очень коротких промежутков времени, часто - нескольких минут. Осуществляет «быстрые» покупки и продажи с небольшой прибылью или небольшими убытками.
СПИЧРАЙТЕР - специалист, работающий в рекламных агентствах, редакциях журналов, отделах маркетинга крупных фирм. Требуется высшее журналистское образование, умение быстро и хорошо писать релизы, статьи.
СЮРВЕЙЕР- 1) эксперт, который по просьбе страхователя или страховщика осуществляет осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах. 2) эксперт-землемер, работник, производящий съемку и межевание земельных уделов.
ТРЕЙДЕР - 1) работник брокерской фирмы, непосредственно участвующий в биржевой торговле; 2) любое юридическое или физическое лицо, имеющее право заключать cдeлки на бирже; 3) позишн-трейдер или фло-трейдер - тип биржевого спекулянта, который вкладывает деньги в спекулятивные операции на сравнительно длительный период (несколько дней, недель, и даже месяцев), способствуя переливу капиталов с одного рынка на другой и в значительной мере определяя уровень спекулятивной активности на товарных биржах; 4) торговец.
3 -я сесія (3 цыкл)
«Роль семьи в формировании личности ребенка»
(сакавік, 2021 г.)
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
4 -я сесія (2 цыкл)
«Влияние семейного воспитания на толерантность подростков»
(май, 2021 г.)
Цель: Организация и совершенствование работы с семьей, повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками.
Задачи:
- Ознакомить с понятием «Толерантность»
- Обсудить условия для развития толерантности в семье и в Центре;
- Выявить стиль семейного воспитания;
Форма проведения: собрание-лекторий.
Подготовительная работа к собранию:
- Провести предварительную анкету с воспитанниками
Вопросы анкеты:
- К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?
- Почему именно к …?
- Приготовить для каждого родителя памятку «Правила общения при конфликте с подростком» (Приложение 1)
Оборудование: раздаточный материал (памятки), мультимедийное оборудование.
Ход родительского собрания
- Вступительное слово
Добрый день, уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено вопросам воспитания толерантности у подростков.
Естественно встают вопросы – как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействии.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к людям. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая позицию жизни других людей. Именно поэтому мы рассмотрим проблему формирования толерантности в современном обществе. В период подросткового возраста человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Значение семьи и семейного климата подтверждает также и изучение детей с нарушениями поведения, нуждающихся в психиатрическом лечении. На их судьбе пагубно сказались семейные конфликты, алкоголизм родителей.
Семья формирует психическое и физическое развитие человека.
Исследование причин неврозов детей выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
- Анализ анкетирования.
Предлагаю вашему вниманию результаты проведенного анкетирования в нашем классе. (Анкета проводится предварительно и представляется в процентном соотношении на слайде презентации).
Вопросы анкеты:
- К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?
- Почему именно к …?
Вывод по результатам анкетирования: Таким образом, с уверенностью можно сказать, что те дети, которые ответили на 1 вопрос «к родителям» имеют в семье толерантные взаимоотношения, что и является хорошей базой для воспитания взаимоуважения в социуме.
- Дискуссия
Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы по воспитанию подростков.
После дискуссии родители получают рекомендации в виде памятки «Правила общения при конфликте с подростком».
- Семейные конфликты
В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.
Уровень психологического напряжения в семье нарастает, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера.
Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Итак, какие же наиболее эффективные способы формирования у подростков толерантного поведения существуют.
- Пути формирования толерантности в процессе обучения и воспитания молодого поколения.
- Развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории, с целью подготовки молодежи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряженность.
- Обучение мирным средствам для разрешения разногласий и конфликтов.
- Формирование умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
- II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход.
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.
Опасайтесь, уважаемые родители, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте эмпатийными, то есть способными поставить себя на место ребенка и понять, что он переживает сейчас, во время конфликта с вами.
- Анкета для родителей
Проверьте себя: насколько вы - толерантный родитель…
1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
2.Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
5.Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?
8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
10.Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
- Итог собрания.
В заключение я хочу прочитать вам это стихотворение:
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Итак, дорогие родители мы должны помнить, что будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!
Приложение 1.
Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения, в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал;
Будучи в позиции говорящего:
- не обвиняйте - не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось; Не придумывайте - не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
- не защищайтесь - сначала расскажите о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок:
- не характеризуйте - не описывайте личность ребенка, говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод, старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
— не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.