ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащихся знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.
Воспитывать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, функций защитника Родины, к участию в сознательной и активной жизни. Важнейшим показателем этого критерия наряду с другими является знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 5 июля 2004 г. №301 –З , государственными символами Республики Беларусь являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь. Идеи, заключенные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном использовании его в ходе образовательного и воспитательного процесса, помогают пробудить у учащихся чувство гордости за свою страну. Использование государственных символов придает воспитательным мероприятиям особую торжественность.
Создание знаменных групп – шаг к формированию единой государственной молодежной политики в Республике Беларусь. Школа является образовательным центром социализации и патриотического воспитания подрастающего поколения. Учащиеся должны быть объединены общей системой ценностей, иметь возможность активно участвовать в общественной жизни. Они должны стать активными участниками социальных преобразований, проявлять свою гражданскую позицию, основанную на идеалах справедливости и гуманизма.
Данная программа является программой работы с активом учащихся для целенаправленного, систематического использования символов, атрибутов, ритуалов. Предоставляет возможность для повышения эффективности военно-патриотического воспитания в учреждении образования. В ходе теоретической и практической подготовки знаменосцев важно постоянно совершенствовать знания о символах страны, постоянно совершенствовать строевые умения знаменной группы, стремясь к точности, четкости, синхронности и красоте движений, вырабатывать ответственность, правильную осанку, умение держать себя на публике, слаженно работать в команде. Быть участником знаменной группы, это один из критериев эффективности социализации учащихся в учреждении образования и стремления их для участия в конкурсах и социальных проектах. Главное – определить основное направление деятельности в соответствии собразовательным стандартам и опорой на нормативно – правовое обеспечение образования Республики Беларусь.
ЦЕЛЬ: Посредством атрибутики и символики Республики Беларусь создать условие для повышения социализации подрастающего поколения и готовности молодежи к эффективной преобразующей деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Сформировать любовь к Отечеству, ответственность за судьбу Беларуси.
2.Научить почитанию знамени как символа чести страны.
3.Создать знаменную группу учреждения образования.
4.Изучить символику и атрибутику белорусского государства.
5.Научить приемам и правилам обращения с Государственным флагом Республики Беларусь при проведении церемоний и других торжественных мероприятий.
6.Сохронить связь традиций и времен, историческую память о событиях Великой Отечественной войны.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Знаменная группа органов ученического самоуправления символизирует честь, достоинство и традиции группы молодежи, объединенной общими целями, задачами. Атрибутика и символика объединяют ученический коллектив учреждения образования, сплачивает его, привлекает единомышленников и последователей, поддерживает и продолжает сохранять историческую память. Обучение знаменной группы атрибутам и ритуалам является актуальным и необходимым звеном социализации учащихся. Активизации этого процесса способствует происходящая в белорусском обществе модернизация.
Новая ситуация, новая реальность задают высокую планку для подготовки молодого поколения, в котором на одно их первых мест выходят патриотизм, любовь к Родине, ответственность за судьбу своей страны. История белорусского народа богата знаменательными событиями. Во все века мужество, героизм защитников Отечества были неотъемлимой частью величия Беларуси. Не только военные Победы но и другие события нашей истории, достойные быть увековечены в народной памяти.
Знаменная группа – авангард нового поколения патриотов, они готовы с честью нести знамя своей школы, своей страны в памятные даты и праздничные дни Родины.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Название этапа
|
Месяц
|
Результативность
|
1.(Подготовительный)
|
|
|
Изучение инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» (приложение 3)
|
август- сентябрь 2023
|
Презентация группы
Просмотр мультивидео
|
2.(Теоретически-практический)
|
|
|
Создание знаменной группы
|
сентябрь 2023
|
Список участников
|
Обучение знаменной группы
|
сентябрь – декабрь 2023
|
Реализация теоретического и практического блока обучения
|
3.(Эффективной преобразующей деятельности)
|
|
|
Отработка приемов и навыков знаменной группы
|
январь 2024
|
Тренировка знаменной группы (спортивный зал)
|
Мероприятия посвященные Дню защитника Отечества
|
февраль 2024
|
Вынос знамени.
|
Отработка приемов и навыков знаменной группы
|
март-апрель 2024
|
Тренировка знаменной группы (спортивный зал)
|
Участие в митинге посвященному Дню Победы.
|
май 2024
|
Вынос знамени в парадном положении.
Преклонение знамени.
|
Участие в общешкольной линейке посвященной окончанию учебного года.
|
май 2024
|
Вынос знамени
|
Участие в днях памяти жертв геноцида белорусского народа.
Вахта памяти.
|
июнь 2024
|
Вынос знамени в парадном положении.
Преклонение знамени.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ЗНАМЕННОЙ ГРУППЫ
№
|
Тема
|
Всего часов
|
Практика
|
Теория
|
1
|
Вводное занятие. Основы идеологии белорусского государства. Военная политика Республики Беларусь. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
|
1
|
2
|
Знамя как символ чести
|
1
|
|
1
|
3
|
История Государственного герба, флага, гимна
Республики Беларусь
|
1
|
|
1
|
4
|
Флаги различных родов войск Вооруженных Сил
Республики Беларусь
|
1
|
|
1
|
5
|
Просмотр видеофильмов с выступлением знаменных групп
|
1
|
|
1
|
6
|
Героизм воинов в годы Великой Отечественной войны по сохранению знамен
|
1
|
|
1
|
7
|
Расположение знаменосца и ассистентов у Флага в положении «Смирно»
|
1
|
1
|
|
8
|
Отработка строевого шага
|
3
|
3
|
|
9
|
Отработка строевого шага в составе знаменной группы
|
2
|
2
|
|
10
|
Отработка поворотов на месте и в движении
|
2
|
2
|
|
11
|
Вынос знамени в парадном положении
|
2
|
2
|
|
12
|
Смена знамени сзади
|
2
|
2
|
|
13
|
Смена знамени спереди
|
2
|
2
|
|
14
|
Преклонение знамени «от ноги»
|
2
|
2
|
|
15
|
Преклонение знамени «с колена»
|
2
|
2
|
|
16
|
Отработка движения основной и запасной знаменной группы в общем строе при выполнении строевых команд
|
2
|
2
|
|
17
|
Вынос знамени в походном положении. Передача
Замени другой знаменной группе. Отработка всех элементов выступления знаменной группы в целом
|
3
|
3
|
|
18
|
Показательное выступление знаменной группы
|
1
|
1
|
|
19
|
Участие в торжественных мероприятиях
|
3
|
3
|
|
|
Всего:
|
33
|
27
|
6
|
ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ ЗНАМЕННЫХ ГРУПП ( суббота (09.00-11.00))
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом программы обучения знаменной группы является создание и обучение знаменной группы учреждения образования, повышение уровня социализации знаменосцев и других членов ученического коллектива, готовность их к эффективной преобразовательной деятельности:
- организация выноса знамени посвященным Дням Воинской Славы, Вахтам Памяти и памятным датам Республики Беларусь;
- участие в героико-патриотических акциях;
- вынос знамен, преклонение знамен на минуте молчания;
- вынос знамен на общешкольных линейках, акциях, мероприятиях посвященным датам в летописи военной истории Республики Беларусь
Способствует формированию гражданского самосознания, стимулирует самопознание, самоопределение, самосовершенствование, повышает ответственность актива школы в организации жизнедеятельности учреждения образования и формирование уклада школьной жизни.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На подготовительном этапе для реализации программы обучения знаменной группы необходим компьютер, атрибутика и символика знаменной группы, видеозаписи, музыкальные файлы гимна Республики Беларусь, парадные марши.
Практическую часть программы учащиеся могут освоить в актовом зале, спортивном зале или рекреации, в которых можно проводить строевую подготовку. Необходимы легкие древки знамен, позволяющие ребятам неоднократно выполнять упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Республики Беларусь.
- Закон Республики Беларусь «Об образовании».
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году (приложение 3).
- И.И.Бузовский., Сделай свой выбор (материалы 41 –го съезда ОО»БРСМ», М-к, 2012
- Драгунов В.В., Богдан В.Г., Допризывная подготовка (учебное пособие) 10-11 класс, М-к, 2020