Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия»

План проведения республиканской профилактической акции «Дом без насилия»

 

План

проведения республиканской профилактической

 акции «Дом без насилия»

№ п/п

Название мероприятия

Категория

Дата

проведения

Ответственные

1

Оформление информационного стенда в школе и размещение информации, касающейся профилактики насилия в семье.

Размещение на сайте школы информации о проведении недели против насилия.

Родители

Педагоги

Учащиеся

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

ЗДВР

2

Ознакомление с телефонами доверия, размещение памяток посредством мессенджеров, на сайте и на стенде

Родители

Педагоги

Учащиеся

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

ЗДВР

3

Индивидуальное консультирование учащихся, их родителей и педагогов по вопросам правового просвещения и профилактики насилия в семье «Дом без насилия», «Нет насилию в семье», «Как уберечь ребенка от беды», Как не стать жертвой насилия».

Родители

Педагоги

Учащиеся

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

 

4.

Проведение классных и информационных часов по темам:

1. Для учащихся I-IV классов: «Добро против насилия»;

2. Для учащихся V-VII классов: «Мы против насилия»;

3. Для учащихся VIII-XI классов: «Жестокость и насилие: как им противостоять?».

Учащиеся

1-11 классов

08.04.2024

17.04.2024

Кл. рук.

5.

Просмотр социальных видеороликов:

 «Дети против насилия»

«Ребенок в мире прав»

 «В мире детей – жестокости нет»

«Мы против насилия в семье», «Психологическое насилие над детьми»

1-11 классы

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

Кл. рук.

6.

Посещение семей состоящих на различных видах учёта  (ИПР), с целью установления фактов жёсткого насилия над несовершеннолетними

Родители

Педагоги

Учащиеся

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

Кл. рук.

ЗДВР

7.

Индивидуальные  и групповые беседы с учащимися «Насилие и закон»

1-11 классы

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

Кл. рук.

ЗДВР

8.

Размещение информационных листовок, буклетов по предупреждению насилия в семье, а также телефонов и пунктов помощи пострадавшим от домашнего насилия

Родители

Педагоги

Учащиеся

08.04.2024

17.04.2024

Пед. соц.

Кл. рук.

ЗДВР

9.

Правовая игра «Подросток и закон»

Учащиеся

13.04.2024

Пед. соц.

Кл. рук.

10.

Выставка рисунков «Мой дом – моя семья»

1-4 классы

16.04.2024

Кл. рук.

 

свернуть

11.04.2024

11.04.2024 в рамках акции "Дом без насилия" распространены среди учащихся, педагогов и родителей памятки, листовки, буклеты

свернуть

Акция "Мой дом..."

10.04.2024

10.04.2024 проведена акция "Мой дом..." Цель акции: углубить представление учащихся о ценности семьи и о взаимоотношениях в семье. В ходе которой учащиеся рассказывали о своём доме и семье.

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдём,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

свернуть

Распространение листовок

10.04.2024

Тренинговое занятие «Профилактика насилия в молодёжной среде»

09.04.2024

В рамках республиканской профилактической акции "Дом без насилия" учащиеся 10 класса ознакомлены с телефонами доверия,также распространены памятки по профилактике насилия.
Учащиеся просмотрели и обсудили видеоролик "Дети против насилия".

свернуть

В рамках республиканской профилактической акции «Дом без насилия»

08.04.2024

В понедельник, 08.04.2024г., начался основной этап проведения республиканской профилактической  акции «Дом без насилия». В фойе школы оформлен информационный стенд и размещена информация по  профилактике насилия в семье. Также размещена  на сайте школы информации о проведении профилактической  акции «Дом без насилия».

В 8 классе проведён классный час «Мы – против насилия».

Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием, видами и причинами насилия.

Развивать черты характера, присущие толерантной личности.

Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Побуждать оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия.

В ходе мероприятия учащиеся познакомились с формами, видами и причинами возникновения насилия. Также учащиеся на конкретных ситуациях определяли виды насилия, далее просмотрели фильма «Насилие в нашей жизни». В конце мероприятия ребятам были вручены памятки «Защити себя».

 Памятка «Защити себя»

Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:

  1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
  2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
  3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
  4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
  5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
  6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
  7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
  8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так.
  9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Если бы так было всегда, то мы с вами жили бы в идеальном мире, где нет места конфликтам, ссорам, оскорблениям. Однако в настоящее время мы живем совсем в другом мире, в мире, где привычным становится такое слово, как «насилие».

Помните, всё в ваших руках!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Профилактика сексуального насилия над несовершеннолетними

29.04.2023

Сексуальное насилие – это любой нежелательный или незаконный сексуальный контакт или поведение. Это включает изнасилование, сексуальное насилие над детьми, домогательства и другие виды поведения.

          Сексуальное насилие – это не только изнасилование или угроза изнасилования, но также, к примеру, и навязанные прикосновения. Сексуальным насилием считается также запугивание с целью принуждения к вступлению в половые отношения. Таким образом, сексуальное насилие – это совершение с человеком действий сексуального характера против его воли.

          Особенно острой является проблема сексуального насилия над несовершеннолетними. По данным УВД Брестского облисполкома, в Брестской области в 2022 году совершено 116 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, 42 из них относятся к категории тяжких и особо тяжких, 37 из них совершены с насилием. Установлено 117 потерпевших, из них 76 несовершеннолетних и 41 малолетний.

          За текущий период 2023 года правоохранителями выявлено 49 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, 13 из них – тяжкие и особо тяжкие, из них 8 совершены с применением насилия. Установлено 53 потерпевших, 43 несовершеннолетних и 10 малолетних.

          Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения.

          Формы сексуального насилия по отношению к детям, которые встречаются чаще всего:

  1. Демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов.
  2. Ласки и прикосновения к половым органам ребенка.
  3. Сексуальные игры и половой акт с ребенком.
  4. Демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания.
  5. Вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции.

          Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте от 3 до 7 лет. Ужасающим остается тот факт, что не всегда насильником является малознакомый человек, скажем, подозрительный незнакомец с улицы. Не единичны случаи, когда сексуальное насилие над ребенком совершает родственник или член семьи: брат, отец, отчим, дядя и т.д. Часто насильник совершает свои противоправные действия, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

          Дети – особенно уязвимая категория, они не всегда могут дать отпор, а в случае насильственных действий в силу возраста часто не понимают, что с ними происходит, им трудно описать случившееся словами. При этом насильник может запугать ребенка, добиться его молчания, используя психологическое и физическое насилие.

          Поэтому задача взрослых: родителей, педагогов, правоохранителей – защитить детей от любых насильственных действий сексуального характера, оказать поддержку, быть опорой в трудных жизненных ситуациях. Главное – не оставаться в стороне, не закрывать глаза на проблему, убеждая себя в том, что «вас это не касается».

          Далеко не все дети способны рассказать о случившемся с ними насильственном сексуальном контакте. Причин этому несколько: страх, стыд, отсутствие доверия к окружающим и т.д. А именно доверие между детьми и родителями – особенно важная составляющая здоровых семейных отношений.

          Родители, чаще общайтесь со своим ребенком, обращайте внимание на его поведение, прислушивайтесь к его переживаниям, не обесценивайте их, ведь, если ребенок решил поделиться с вами какой-то информацией, значит для него это важно!

          Как определить, что над ребенком, вероятно, совершены действия сексуального характера?

          Обратите внимание, если у вашего ребенка наблюдаются следующие особенности:

          – внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

          – сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

          – отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

          – демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

          – ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников соседей, не стремится домой после школы;

          – прогулы занятий в учреждении образования, внезапное ухудшение успеваемости.

          Необходимо помнить, что любой вид насилия несет за собой последствия, на всю жизнь оставляя в душе ребенка шрамы, негативно отражаясь на его физическом, психическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии, а также затрудняя его социализацию.

          Последствия насилия над детьми, в том числе, сексуального:

  1. Нарушение физического развития. Дети, которые подвергались насилию, часто отстают от своих сверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Возникают нервно-психические заболевания (тик, заикание, энурез и т.д.). К психо-соматическим заболеваниям, появившимся в результате пережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейродермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т.д.
  2. Нарушение психического и эмоционального развития. Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.
  3. Снижение самооценки. Это наиболее тяжелое последствие любого вида насилия. Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда, убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса, поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. Впоследствии у таких детей часто возникают депрессии, которые проявляются в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна, могут быть попытки суицида.
  4. Нарушение интеллектуального развития. У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения заданий, требующих душевных усилий. Если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости.
  5. Проблемы с социализацией. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, отсутствуют необходимые навыки общения, нет достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети нередко находят в криминальной, асоциальной среде, наиболее подвержены к алкогольной и наркотической зависимости.

          Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями. Необходимо постоянно учить детей правилам безопасности, меняя формы и подходы по мере его взросления. Некоторые родители предпочитают не говорить детям об опасности, потому что боятся, что их ребенок потеряет всякое доверие к окружающим людям и миру в целом. Но этого не случится, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие люди  – их, к счастью, немного, которые могут причинить вред. Поскольку отличить одних от других порой бывает трудно, нужно соблюдать правила безопасности.

          Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

          Избежать преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних можно в том случае, если рассказывать ребенку об элементарных правилах личной безопасности:

          – нельзя разговаривать на улице с незнакомцами и впускать их в дом;

          – нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места;

          – нельзя садиться в чужую машину;

          – нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;

          – нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

          Научите ребенка верить своим чувствам, если его что-то смущает, пугает или просто ему кажется, что происходит что-то неправильное. Относитесь уважительно к тому, что рассказывает вам ваш ребенок, не смейтесь и не перебивайте его, даже если вам кажется, что он говорит о каких-то пустяках. Помните о доверии между ним и вами – оно очень важно.

          Какие еще рекомендации помогут предотвратить сексуальное насилие?

          Беседуя с ребенком, объясните ему, что есть «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) и «ненормальные», вызывающие у ребенка дискомфорт и смущение. Можете рассказать, что «ненормальными» прикосновениями следует считать касания тех частей тела, которые скрыты под трусиками, купальником или плавками.

          Обсудите, какие приемы может использовать взрослый, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. К примеру, он может использовать запугивание, манипуляции, говорить о том, «что ничего страшного не происходит», «это наш с тобой секрет», различными способами обманывать ребенка и т.д. И если такие действия происходят, ребенку обязательно нужно сообщить об этом родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат, школьный педагог), кому ребенок доверяет.

          Обязательно расскажите ребенку, что тоже не стоит трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Следует упомянуть также о нежелательных поцелуях. Ребенок имеет право распоряжаться своим телом и говорить «нет» в ответ на те действия и прикосновения, которые его пугают, смущают и доставляют дискомфорт. Об этом ребенку тоже нужно знать.

          Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина и им нечего стыдиться. Кроме этого, объясните ребенку, что вы ему поверите, даже если взрослый будет убеждать его в обратном.

          В проблеме сексуального насилия очень важно не быть безучастными: не проходить мимо того, кто оказался в беде, прийти на помощь, когда это необходимо, ведь никто не знает, когда и в какой момент внезапная помощь может пригодиться Вам или вашим близким.

          Поэтому, если вы выявили факты посягательства на половую неприкосновенность и свободу несовершеннолетних (малолетних), необходимо немедленно сообщить об этом правоохранителям по телефону 102.

          Помните: умалчивая факт преступления, вы помогаете насильнику оставаться безнаказанным.

          Куда обращаться за помощью в случае сексуального насилия?

          Если ребенок столкнулся с насилием, в том числе сексуальным, необходимо обратиться к специалистам. Можно обратиться к психологу, работающему в детском саду, если же ребенок – школьник, стоит посетить социально-психологическую службу школы. Также можно обратиться к психологу либо врачу-психотерапевту учреждения здравоохранения и в центры дружественного отношения подросткам.

          Если Вы подозреваете насильственные действия в отношении ребенка (своего или чужого), обратитесь в органы опеки по месту жительства или в службы экстренной помощи для детей, подвергшихся физическому или сексуальному насилию. Телефоны общенациональной линии: 8-801-100-16-11; 8-801-201-55-55.

          Если в Вашей жизни имеют место факты насилия, вы можете обратиться за помощью по предоставлению жилого помещения (комнаты) на 10 дней бесплатно в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»:

          8 (0162)-43-59-13 (понедельник – пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00);

          +375 (29) -892-88-07 (Кризисная комната, круглосуточно).

          Обратиться за экстренной психологической помощью анонимно можно:

          в УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» по телефонам: 8 (0162)-51-10-13 или 170 (круглосуточно);

          в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» по телефону: 8 (0162)-52-70-10 (понедельник – пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00);

          в Брестский областной ЦГЭиОЗ по телефонам: 8 (0162)-32-11-55 и 8 (0162) 53-04-99 (понедельник – пятница с 9.00 до 16.00, перерыв с 13.00 до 13.30).

 

Татьяна Гапоник,

главный внештатный специалист по работе организаций здравоохранения со СМИ и общественностью ГУЗО Брестского облисполкома,

редактор отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ

 

свернуть

Консультация «Насилие в семье»

Консультация «Насилие в семье»

Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

 

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

 

  1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
  2. Психическое (эмоциональное)-это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
  3. Сексуальное- это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
  4. Физическое- это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

 

Как проявляется то или иное насилие?

 

  1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
  2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
  3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
  4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

 

Последствия семейного насилия для ребенка

 

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

 

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

 

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

 

свернуть

Как не стать жертвой

Как не стать жертвой

Жертвами насилия могут быть все члены семьи. Однако особенно уязвимые члены семьи – пожилые люди и дети.

Если в Вашем доме по отношению к Вам совершаются насильственные действия, то знайте, что против Вас совершается преступление. Насилие можно остановить, если мы осознаем серьёзность этой проблемы и обратимся за помощью.

Если Вы пострадали от насилия, то следует знать, что:

  • Вы не заслуживаете жестокого обращения;
  • у Вас есть право жить без страха;
  • Вас не осуждают за насилие, которое совершается над вами;
  • насилие со временем становиться сильнее и является преступлением;
  • Вы не одни — помощь есть.

Что делать

  • Вне зависимости от ситуации расскажите о случив­шемся человеку, которому доверяете.
  • Если кто-то избивает или угрожает Вам, либо вы на­ходитесь в небезопасном месте — звоните 
  • Разработайте план безопасности на случай быстрого ухода.
  • Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызва­ли милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
  • Подготовьте дубликаты ключей, деньги, паспорт, очки, банковскую карту, адресную книгу, медикаменты, не­которую одежду и важные документы. Храните их в безопасном месте вне дома.
  • Заранее договоритесь с друзьями, соседями, родствен­никами о возможности предоставления Вам времен­ного убежища в случае опасности.
  • Заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (телефон «доверия», социальный центр, и т.д.)
  • Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедли­тельно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.Помните, что под угрозой находится Ваша жизнь!

Есть несколько способов         предотвратить жестокое обращение    над пожилым человеком:

  • Будьте общительны, поддерживайте и укрепляйте связи с друзьями и знакомыми.
  • Поддерживайте контакт со старыми друзьями и соседями, если переезжаете к родственникам или на другое место жительства.
  • Разработайте систему контактов с друзьями вне дома. Запланируйте, по меньшей мере, еженедельную встречу в общественном месте.
  • Попросите друзей чаще приходить к Вам домой - даже короткие визиты позволят наблюдать за Вашим здоровьем.
  • Принимайте участие в общественных

     мероприятиях.

  • Заведите личный телефон, отправляйте и принимайте почту.
  • Договоритесь, если возможно, чтобы пенсия либо другой доход зачислялись на банковскую карточку.
  • Проконсультируйтесь у юриста о том, что можно предпринять сейчас на случай возможной недееспособности, например, написать доверенность.
  • Держите в порядке записи, счета, списки собственности, чтобы их мог изучить человек, которого суд обязал вести Ваши дела, либо которому Вы доверяете;
  • Время от времени перечитывайте завещание, но не вносите изменения без тщательного обсуждения с доверенным членом семьи либо другом.
  • Просите помощи, когда она вам нужна.

 

свернуть

Мифы и реальность о домашнем насилии

Мифы и реальность о домашнем насилии

  1. Домашнее насилие, частное дело каждой семьи. Почему мы должны указывать людям, как им жить?

Этот миф может быть выгоден насильнику, вряд ли жертве. Иногда насилие приводит к смертельным исходам. Женщины или другие члены семьи, страдающие от различных видов насилия, часто скрывают, что с ними поступают жестоко. Это происходит не только из-за боязни ухудшить свое и без того сложное положение или страха стать объектом всеобщего обсуждения, а часто и осуждения. Это подрывает их веру в возможность защиты себя и в изменение своего бедственного положения. 

  1. Женщины и дети подвергаются насилию, потому что они плохо себя ведут.

Никто не заслуживает того, чтобы быть избитым. В случае возникновения конфликта есть масса способов его разрешения. Очень важно показать жертвам насилия: то, что случилось с ними не их вина. Наказан должен быть тот, кто совершал насилие.

  1. Женщина сама дает повод для насилия, особенно для сексуального.

Этот миф широко распространен, и он может быть защитой для насильника. Жертва может чувствовать себя виноватой в том, что с ней произошло, но она никогда не хотела быть изнасилованной.

  1. Домашнее насилие встречается только в семьях с низким уровнем жизни, где женщины мало образованы, не имеют высшего образования.

Опыт показывает, что избивают и женщин, делающих блестящую карьеру, и простых работниц, и домохозяек. Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение их партнеров. Гендерное (половое) неравенство приводит к тому, что избиваемыми чаще всего оказываются женщины и дети.

  1. Женщина всегда может уйти от избивающего ее мужа.

Существует масса причин, которые мешают женщинам уйти. Это может быть: боязнь оставить детей без отца, стыд за происходящее в семье, невозможность разменять квартиру, боязнь остаться без материальной поддержки, боязнь общественного осуждения в «разрушении семьи» и многое другое. Нет женщин, которые бы поджидая мужа с работы, с радостью бы думали: «Скорее бы пришел, скорее бы ударил!».

Те, кто придерживается этого мифа, просто бояться поднять эту проблему. И сваливают всю ответственность за происходящее на женщину.

  1. Так уж предопределено биологически, что женщины слабые, а мужчины сильные. Отсюда и насилие. Как мы можем изменить природу?

Всем известно, что существуют сильные физически женщины и слабые физически мужчины. И наоборот. Мужчины и женщины рождаются с одинаковым набором чувств, эмоций, инстинктов.

Таким образом, насилие в семье не есть проявление «человеческой природы», а следствие социального воспитания.

  1. Насилие прекратиться после того, как «мы поженимся»

Женщины думают, что мужчина прекратит контролировать, если они поженятся. Что, добившись своего, он успокоится и поверит, что она его любит, брак является наивысшим доказательством любви. Однако проблема в том, цикл насилия продолжается.

 

свернуть

Памятка для родителей «Как уберечь ребенка от нападения. Советы для мам и пап»

Памятка для родителей «Как уберечь ребенка от нападения. Советы для мам и пап»

Большинство из родителей внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым по отношению ко взрослым: не грубить, не хитрить, не врать. Все это, конечно, с позиции педагогики, очень правильно. Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступников. Ведь обмануть их ничего не стоит, поскольку они приучены говорить только правду и выполнять просьбы старших. Мы предлагаем вам подумать. Смог ли попасть в лапы насильника герой знаменитой комедии «Вождь краснокожих», снятой по книге О. Генри? Рыжий, дикий и наглый мальчишка портит жизнь всему поселку и в итоге доводит своих похитителей до того, что они сами приплачивают его отцу за то, чтобы он забрал несносного хулигана, вместо того чтобы получить за него выкуп. Знаменитый фильм «Один дома» тоже показывает, пусть и в комедийной манере, как маленький ребенок может противостоять двум бандитам. Подобные примеры вовсе не означают, что нужно растить чадо лгуном и грубияном. Во-первых, втолковать малышу, что среди хороших и добрых людей иногда попадаются плохие люди, способные на обман, просто необходимо. Во-вторых, надо, как это ни банально звучит, играть со своим ребенком в развивающие игры. Например, в столь любимую детьми игру «Казаки-разбойники» или в «Шпионы». В этих играх можно по косвенным признакам выявлять «недруга», придумывать ловкие ответы, если попался «врагу» на «допрос», успешно спрятаться и быстро убегать, если угрожает опасность.

            Такие игры развивают осторожность, внимание, наблюдательность. НЕ мешайте ребенку фантазировать. В опасной ситуации ребенок может внезапно придумать, что случайный прохожий на улице – его родной дядя, и под его прикрытием проследовать домой. Учите ребенка, не стесняясь, использовать приемы Штирлица или Робин Гуда, чтобы в критический момент они могли выручить его из беды. Например, ловко сбежать и затеряться в толпе людей, если ему показалось, что его кто-то преследует, «уходить от хвоста» и маскироваться, как заправский разведчик [2].

Для совсем маленьких детей в качестве профилактики излишней доверчивости подойдут сказки «Красная шапочка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Эти сказки в доступной форме объясняют детям, как зло любит прятаться под маской добра и что не стоит доверять незнакомым людям, ведь отрицательный персонаж идет на любые уловки, чтобы добиться своей цели.

 

 

Если у вас сын!

Специалисты правоохранительных органов отмечают, что в настоящее время мальчики чаще подвергаются нападениям насильников, чем девочки. В большинстве случаев это дети из нормальных семей, а не беспризорники или малолетние проститутки. В женщину, даже совсем юную, природа вложила биологическую настороженность в общении с противоположным полом. Девочка уже в 12-13 лет психологически подготовлена к посягательствам на нее со стороны мужчин. Да и беседы матери с дочерью проводят чаще, чем с сыновьями. У нормально развивающихся гетеросексуальных мальчиков такой настороженности нет. Для него старший мужчина – отец, вождь, учитель. Вероятность развратных действий со стороны столь уважаемой персоны в этот образ изначально, как у девочки, не встроена в сознание. На это и рассчитывает педофил. Мальчик изначально испытывает шок от случившегося и зачастую сдается насильнику легче, чем девочка.

Отцы при воспитании сына обходят стороной вопросы возможного сексуального нападения, и каждый думает, что с его ребенком такой беды не случится. А если в процессе воспитания мужественности в сыне отец часто применят грубости, то «ласковому дяде» практически ничего не стоит соблазнить маленькую жертву и утащить, куда ему заблагорассудится.

Именно на отцах лежит забота о том, как объяснить сыну, что нужно делать и говорить, если чужой (или знакомый) мужчина повел себя странно. Следует внушить мальчику, что разговор с «ласковым дядей», кем бы он ни был, может быть только один: «Папа (мама) мне не разрешает разговаривать с незнакомыми людьми. Он велел мне кричать и звать на помощь, если ко мне будут приставать чужие»

Удачная форма поведения ребенка, умелое противостояние извращенцу могут спасти жизнь ребенку еще на стадии приставания.

Отцам матерям не следует забывать, что мальчики более любопытны к сексуальной сфере, чем девочки, и подростки готовы активно искать сексуальные контакты и эксперименты, в том числе и со взрослыми. Это может произойти и из-за раннего психосексуального развития, и из-за любопытства с желанием разнообразить свою сексуальную жизнь или получить материальную выгоду (если ребенок стеснен в средствах). А также из-за поиска старшего друга, покровителя, из-за потребности в эмоциональном контакте и душевном комфорте, которых часто не хватает детям даже из внешне благополучных семей.

Но, если у подростка появился «нестандартный» сексуальный контакт, вряд ли он расскажет об этом родителям и, прежде всего, отцу. О способности сына дать отпор кому-либо (необязательно насильнику) отцы должны задумываться как можно раньше, например, когда сыну исполнится 5 лет. В этом возрасте может быть не лишним предложить мальчику заниматься каким-либо боевым спортом – самбо, рукопашным боем, восточными единоборствами и т.д.

Подобные виды спорта не просто учат мальчика махать руками и ногами под крики тренера, но и формируют характер, стойкость, учат не бояться, преодолевать страхи и, прежде всего, страх того, что противник может оказаться сильнее.

 

Если у вас дочь!

 

С девочками все проще. Любящая мать, зная, что воспитывает слабую и нежную девочку, с самого раннего детства будет внушать ей осторожность в общении с представителями противоположного пола. Кроме того, девочки еще находятся под контролем мамы, бабушек, соседок, родственниц. Женщины, как некий «клан», общими усилиями подсознательно стремятся к одному – защитить девочку от посягательств мужчин. Мальчикам в этом плане позволяется больше.

Гетеросексуальные педофилы предпочитают детей, потому что девочки доступны и уязвимы. В случаях нападения на девочек и девушек-подростков чаще всего педофил является их знакомым или соседом.

Опасность стать жертвой педофила нарастает, когда девочка уже начинает осознавать свою привлекательность, - в 10-13 лет. Девочки начинают кокетничать со знакомыми мужчинами, учителями, друзьями отца. Но подобное кокетство ребенка вовсе не говорит о том, что она готова к сексуальным действиям. Любой, даже самой маленькой, женщине присуще желание нравиться. Девочки нуждаются в мужском внимании не менее, чем взрослые женщины, и непременно кокетничают в обществе любой особи противоположного пола. Современные девочки подрастают очень рано и также рано надевают модную одежду, туфли на каблуках и короткие юбки, пользуются косметикой. Подобные ухищрения великовозрастный педофил воспринимает как готовность к сексу, совершенно забывая, что это просто разодетое дитя, чистое и невинное. Любой нормальный мужчина воспримет заигрывания 12-летнего ребенка как детские шалости. И только извращенец не сможет адекватно расценить поведение маленькой кокетки.

Однако родителям девочки стоит заранее отрепетировать, как дать отпор незнакомцу, если вдруг он обратится к ней с какой-нибудь подозрительной просьбой. (Позвать «родственников» из подъезда, квартиры, помочь посторожить вещи в подворотне и т.д.) Это стандартные приемы педофилов.

 

Как уберечь ребенка от обитающих в Интернете педофилов

 

В глобальной Сети полно педофилов, которых нелегко вычислить, и они этим пользуются. Педофилы могут потратить несколько месяцев на то, чтобы, изучив язык подростков, манеры поведения, выглядеть «своими» в подростковых чатах. Нет ничего проще, чем привлечь внимание ребенка, имеющего доступ к Интернету. Чаще всего растлители предлагают обмен «интересными» картинками, пишут стишки, присылают рассказы, видеоизображения – привлекают тем, что является объектом детской любознательности. Ребенок может легко «купиться» на щедрость нового друга и последовать на указанный сайт. Там подросток узнает не только «как делается ЭТО», но и получит также приглашение пойти в кафе, встретиться на улице или посетить зоопарк. С каждым годом Интернет будет становиться все общедоступнее, и родителям будет еще труднее проследить за тем, как и где пользуется их чадо благами всемирной паутины. Жесткая запретительная политика родителей не поможет. Однако обезопасить себя и детей можно. Мы рекомендуем использовать в работе с детьми следующее:

  • Прежде всего, следует сказать детям, что они не должны ни в коем случае сообщать своим виртуальным знакомым настоящие имена, адреса, номера телефонов и даже адреса электронной почты (хотя и в этом случае трудно рассчитывать на полную анонимность).
  • Попросите их также не выкладывать всю информацию о семье и о себе в социальных сетях, таких как «Одноклассники», «В контакте», «мой круг» и т.д. и меньше писать посты в открытом доступе.
  • Если вы не умеете пользоваться компьютером, лучше всего освоить эту нехитрую науку.
  • Заключая договор впровайдером на установку выделенной линии (мечта любого школьника), вы можете договориться о том, чтобы техническая поддержка присылала вам распечатки наиболее часто используемых сайтов.
  • Если ребенок еще не достиг 14 лет, вы можете расположить компьютер так, чтобы во время сеанса Интернета вы могли легко наблюдать, на какие форумы и сайты ходит ваш ребенок.
  • При покупке и установке компьютера следует не скупиться и заплатить мастеру за программы, блокирующие доступ к сайтам сексуального содержания. Такой сервис просто закрывает сомнительные сайты и поиски информации, в которых используются запретные слова типа «секс», «знакомства», если не будет введен пароль, известный только родителям. Знайте: основные коммерческие линии компьютерного сервиса и многие электронные доски секс-объявлений предоставляют средства контроля со стороны родителей. Интернет и коммерческие диалоговые службы имеют ряд возможностей для защиты детей от неподходящего материала и дурной виртуальной компании.
  • Периодически посещайте сайты, посвященные борьбе с педофилами, где содержатся их фотографии и информация о них. Это поможет вам быть бдительными и в случае, если вы увидите похожее лицо, во время оповестить соответствующие структуры.
  • Если ребенок собирается на встречу со своим интернет-другом, важно, чтобы эта встреча была назначена в людном месте и чтобы вы знали о том, где будет ребенок. Надо постараться внушить ребенку, что гораздо интереснее посетить выставку или модное кафе, чем гулять с новым другом в отдаленном парке. После встречи обязательно проследите за поведением ребенка, расспросите, как прошло его общение.
  • Как бы это ни выглядело цинично, но иногда просматривайте электронную почту, поступающую на адрес ребенка. Особенно внимательно отнеситесь к файлам, содержащим фото и видеоилюстрации.
  • Если сразу после общения с компьютером ребенок встает и резко собирается уйти, отнеситесь к этому более внимательно, чем обычно. Не забудьте выяснить цель ухода и адрес, по которому он будет находиться. Желательно затем эту информацию перепроверить.
  • Если вы обнаружили в компьютере материалы, содержащие в себе элементы порнографии, обязательно поговорите с ребенком на эту тему. Желательно привлечь к проблеме детского психолога – сами родители могут с ней не справиться.

 

 

Общие рекомендации

 

Многие родители прочитав все вышесказанное, задумаются над тем, как предупредить ребенка о возможности сексуального насилия и научить избегать его. Способов немного, но они есть. Все зависит от того, существует ли между вами и ребенком доверие и как и в каких терминах вы будете рассказывать о том, что существуют «плохие дяди и тети». Терминология и подход напрямую зависят от возраста ребенка. Попробуйте объяснить, что есть такие взрослые, которые могут попытаться сделать ему больно и заставить делать то, что ему неприятно. Расскажите, что такие взрослые могут угрожать и его родителям, чтобы заставить его хранить молчание. Ребенок должен понять, что тайн, которые нельзя рассказывать родным, быть не должно. Следует предупреждать ребенка о подстерегающих его опасностях, но не запугивать. Дети должны быть уверены, что их не будут обвинять в том, что им кто-то показывал порнографические картинки или фотографировал обнаженными. Особенно мягко надо разговаривать с впечатлительными, эмоционально неустойчивыми, тревожными детьми.

Взрослые знают, что опасности могут подстерегать ребенка даже во дворе. О них нужно помнить и постоянно напоминать детям. Лучший способ – наглядная демонстрация опасных мест. Обойдите вместе с ребенком весь двор и обратите его внимание на люки, подвалы, чердаки, строительные площадки. Не надо запрещать ему туда ходить, важно доходчиво объяснить, почему нельзя: что на чердаке иногда собираются пьяные компании, а дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда он не сможет выйти. Постарайтесь внушить ребенку, что в подобно ситуации нужно не кричать и плакать, а изо всех сил стучать в дверь подвала – так кто-нибудь скорее услышит и придет на помощь.

После обхода опасных мест можно прочитать ребенку сказку Владимира Келера «Ирина у лемуров». Лемуры – это очаровательные создания с мягкими лапками, пушистыми хвостами, добрыми улыбками и злыми глазами. В сказке они посадили девочку Ирину в мешок и утащили к себе, посадили с темную комнату, где мучили ее до тех пор, пока ее не освободил верный пес. Педофилы, по сути своей, и есть те самые «лемуры» с добрыми улыбками и злыми глазами. Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение:

  1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор, без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.
  2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке»…
  3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
  4. ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом… и даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания, преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, - это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.
  5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице…). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.
  6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
  7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.
  8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.
  9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному), шагать быстро и уверенно и не выказывать страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.
  10. Подходя к двери или квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, - человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.

 

Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское сознание. Что должен знать и уметь и уметь ребенок:

  • Уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;
  • Ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;
  • Ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;
  • Внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса. (Часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка).
свернуть

Как уберечь ребёнка от сексуального насилия?