Памятка для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения подростков

Памятка

для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения подростков

Психодиагностика суицидального поведения

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает  понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не  возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они    являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.   Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или   иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва             уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому очень важно  знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и    предостерегающих признаках самоубийства.

Суицидально опасная референтная группа

1.Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”,               злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое  насилие;

2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических   утрат.

3.Подростки, фрустрированные (сосредоточенные на эмоционально – отрицательном переживании неудач, крушении надежд, сопровождаемое чувством безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.   Сверхкритичные к себе.

Как заметить надвигающийся суицид:

Внешний вид и поведение

            Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Тихий монотонный голос. Замедленная речь.  Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия.  Двигательное возбуждение.

 

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего    прошлого.  Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния.       Отсутствие перспектив в будущем.

 

Взаимодействие с окружающиими

Нелюдимость, избегание контактов    с окружающими.  Стремление к контакту с окружающими в поисках сочувствия,  апелляция к врачу за помощью.  Склонность к нытью. Капризность.  Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Необходимо подчеркнуть, что не существует  какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам  на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой    бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных  сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не    может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной   возможностью вмешаться в кризис одиночества.

 

Памятка

для педагога по профилактике суицидального поведения подростков

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение  себя жизни). Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Поэтому наиболее важным аспектом по профилактике суицидального поведения у подростков заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном или психологическом  кризисе.

Если вы обнаружили  вышеперечисленные признаки,

действуйте следующим образом:

1. Задавайте вопросы

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например:

«С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?

Kак вы думаете, почему у вас появились эти чувства?

Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?

 Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?»

Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

 

2. Предложите конструктивные подходы

Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

 «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

3. Вселяйте надежду

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.

4. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального рискаОставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь

5. Обратитесь за помощью к специалистам

         Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться: семейный врач, священник, психолог. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

 

6. Дайте  информацию для учащихся  на стенде, в информационном  уголке следующего характера:

 

КОГДА ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ,      КАК ПОСТУПИТЬ,

КАКОЕ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ,

КОГДА ВАМ ПЛОХО     И НЕ С КЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ,

КОГДА ВЫ ХОТИТЕ,

ЧТОБЫ ВАС ПРОСТО ВЫСЛУШАЛИ –

 ЗВОНИТЕ